Сегодня влияние аниме простирается далеко за рамки малых экранов, подчиняя себе и многие другие направления массовой культуры, в том числе и музыкальное, диктуя продюсерам свои коммерческие законы, композиторам — новые художественные идеи и новые направления творческих поисков, а исполнителям — последние актуальные тенденции сегодняшнего дня.
Музыка в аниме состоит из песен, фоновой музыки, музыкальных тем, использующихся в начальной и конечной заставке и звуковых эффектов.
Они создаются отдельно, а затем соединяются со звуковой дорожкой аниме. Главный композитор обычно подчиняется продюсеру, так как музыка — важный
элемент рекламы и сопутствующих товаров, поэтому её пишут в соответствии с пожеланиями заказчиков.
Opening & Ending.
Opening — вступительная заставка, художественный метод посредством которого в аниме представляется название произведения, имена
создателей и актёров и сопровождается заглавной музыкой.
Ending— концовка аниме. Представляет собой практически то же самое, что и opening, только имеет существенно более спокойную музыку. Если задача вступительной заставки — настроить зрителя на восприятие аниме, сообщить ему соответствующее
настроение, то закрывающая должна вывести зрителя из этого состояния.
Открывающая композиция создаёт у зрителя нужное настроение для просмотра сериала, восстанавливает в памяти его общий
настрой. Закрывающая композиция может подчёркивать ключевые моменты аниме, его идеи в целом и обычно заметно спокойней, чем открывающая. Обе композиции являются в некотором роде «визитной карточкой» аниме: первая знакомит зрителя с
сериалом, а вторая подводит итоги серии.
Opening и Ending обычно исполняют сами сэйю, но иногда в написании музыки принимают участие композиторы классической музыки,
известные поп-звезд или рок группы.
Случается, что во время создания аниме, сэйю организовывают собственные музыкальные группы и проводят концерты,
исполняя песни из саундтрека.
Впервые такая практика была использована
в сериале Bubblegum Crisis.
Сэйю.
Создав крупнейшую в мире анимационную промышленность, японцы никак не могли упустить из виду такой ее важнейший
элемент, как игра озвучивающих актеров. Поэтому они создали отдельную индустрию подготовки таких актеров.
В России и в США, а также в других странах, производящих анимацию, озвучивают ее самые обычные актеры телевидения,
кино и театра, хотя некоторые из них со временем приобретают вторую специальность и становятся профессионалами анимационного озвучивания. Однако никакого особого обучения они для этого не проходят.
В Японии все иначе. Актеры озвучивания, которых по-японски называют «сэйю», это отдельная и популярная профессия, их
учат не только пользоваться возможностями своего голоса (изменять его, изображать разные акценты и диалекты, играть различные эмоции и т.д.), но и
профессионально петь.
Иидзима Мари.
Наиболее известна по озвучиванию певицы Линн Минмэй в аниме Макросс. Песни, которые Иидзима исполнила в данном аниме, имели значительный успех у зрительской аудитории, которая также заинтересовалась работой непосредственно актёров, которые озвучивают персонажей аниме. Кроме этого исполняла вокальные партии в Макросс: Воспоминания о 2012-м годе и Макросс: Помнишь ли нашу любовь?
Песни из этого сериала в ее исполнении заняли высокие места в японских хит-парадах и впервые в истории аниме, вызвали большой зрительский интерес к этой профессии.
Как уже отмечалось, для сэйю важно уметь хорошо петь. Ведь именно сэйю исполняют большую часть песен, звучащих в
японских играх и аниме. В последнее время, однако, наблюдается процесс сближения японского музыкального шоу-бизнеса и сэйю-бизнеса. Некоторые сэйю
начинают самостоятельную музыкальную карьеру «без отрыва» от основной деятельности, а начинающие поп-исполнители пытаются получить роль в популярном
аниме-сериале, чтобы спеть в нем какую-нибудь песню и сделать этим рекламу своему первому альбому.
Хаясибара Мэгуми.
Она с детства любила аниме, и когда узнала, что на самом деле персонажей аниме озвучивают взрослые актёры, решила
сама стать сэйю. Но после того, как её отца поразил паралич, Мэгуми выбрала профессию медсестры.
Во время поступления в медицинское училище на глаза ей попалось объявление о наборе в школу сэйю, и Мэгуми
решила попытать счастья и там. Из 600 соискателей испытания прошли только шестнадцать человек, в числе которых была и Хаясибара. Так как её
родители не одобрили бы карьеру сэйю, она также посещала и курсы медсестёр. Впрочем, отучившись три года и проработав медсестрой полгода, она в итоге
бросила карьеру медсестры и дебютировала в аниме «Maison Ikkoku» по мотивам одноименной манги Такахаси Румико.
Впоследствии она быстро стала крайне популярной. В настоящее время она замужем, и у неё есть дочь (в связи с
рождением которой она в последнее время отошла от дел). Многие фанаты аниме называют её «королевой сэйю».
За свои тридцать с небольшим лет сыгравшая более 200 ролей, считается «характерной» актрисой — играющей роли
определенного «характера» или амплуа. Ее амплуа — это обаятельные и талантливые, но взбалмошные и легкомысленные девушки-подростки. Однако в том-то
и состоит ее мастерство, что ей удается каждый раз заново одушевлять эту сюжетную «схему», наполняя ее новыми оттенками и создавая объемные образы ее
героинь.
Кроме озвучивания аниме, Хаясибара также певица J-POP и DJ на Токийском радио.
Хаясибара выступала в группах DoCo и Ties. Также она пела с группой Hinata Girls
(состоявшей из исполнительниц главных ролей сериалов «Love Hina»), хотя и не состояла в группе официально.
Rakuen Tsuihou: Expelled From Paradise
Тацухиса Судзуки.
Японский сейю и певец. Родился 11 ноября 1983 года в префектуре Айти, Япония. После 3-х лет учебы в Japan Narration and Acting
School, он присоединился к I’m Enterprise и продолжил учиться ещё год. Его заметил музыкальный руководитель Lantis Кеничиро Цуцуми за
исполнение «Black Or White?” в аниме „Священные звери“ и предложил Тацухисе дебютировать в качестве певца. Его первый сингл „Just
a Survivor“ стал опенингом к аниме „Мне нравится то, что мне нравится, вот так!“.
Позже ему предложили создать группу „Oldcodex“, в которой он выступает под псевдонимом TA_2 .
Рop-music в аниме.
J-pop — неотъемлемая часть японской поп-культуры. Он проник повсюду: в бизнес, торговлю, кино, телешоу и радиопостановки,
видео игры и аниме. Многие телевизионные программы используют J-pop в титрах. Ритм J-pop зачастую очень быстр, что делает его сложным для понимания
некоторых людей. В аниме и телевизионных шоу, например Dorama, начальная и завершающая музыкальная тема меняется четыре раза в год. Большинство программ имеют до восьми открывающих и завершающих тем за сезон.
Часто начинающие поп-исполнители пытаются получить роль в популярном аниме-сериале, чтобы спеть в нём песню и сделать рекламу своему альбому. Некоторые музыканты специализируются на исполнении песен в аниме.
Итиро Мидзуки.
Японский певец, композитор, актёр и сэйю. Участвовал в записи саундтреков ко многим аниме, к примеру, Great Mazinger, Lupin
III, Kotetsushin Jeeg, Voltes V, Ninja Captor, Вольтрон, Kamen Rider, Golion.
В 1971 году Мидзуки начал исполнять песни для аниме и токусацу-сериалов.
Первой песней для мультфильма у Мидзуки стала „Genshi Shounen Ryuu ga Yuku“ , использованная в аниме-сериале Genshi
Shounen Ryuu, снятом по манге Сётаро Исиномори.
Позже Мидзуки исполнял открывающие и закрывающие композиции к таким мультфильмам и токусацу-сериалам как Chojin Barom 1, Mazinger Z, Babel II, Robot Detective, Kamen Rider X, Great Mazinger, Ganbare! Robocon, Kamen Rider Stronger, Tekkaman, Steel Jeeg, Akumaizer 3, Chōdenji Robo Combattler V и Space Pirate Captain Harlock.
На протяжении 1980-х и 90-х Мидзуки продолжал петь песни для аниме, однако не в таких больших количествах, как раньше. Его работы
в этот период включают песни для:
Beast King GoLion.
Getter Robo Go.
Jikuu Senshi Spielban.
В 1987 году он открыл музыкальную школу для подготовки молодых певцов.
В 1999 году Мидзуки в возрасте 51 года дал 24-часовой концерт у подножия Фудзи, спев 1000 песен из своего
репертуара перед пятитысячной аудиторией. 17 июля 2000 года он основал группу „JAM Project“, состоявшую из почти таких же заслуженных
певцов, как и он сам. Туда вошли Хиронобу Кагэяма (Dragon Ball Z), Масааки Эндо (The King of Braves GaoGaiGar), Эйдзо Сакамото (вокалист групп
Anthem и Animetal) и Рика Мацумото (Покемоны).
Юи Хориэ Настоящие имя: Ёсико Хориэ
Ёсико Хориэ родилась в 1976 году в Токио, Япония. Будучи ребёнком, она была большим фанатом аниме-сериала „Dirty Pair“ и позже она поняла, что именно благодаря этому сериалу у неё впервые появилось желание стать сэйю.
Дебютировала в 1997 году в видеоигре „Voice Fantasia“. Долгое время была очень незаметной и получала только незначительные роли в различных аниме. У неё была главная роль Харуки в „Kurogane Communication“, но этот сериал не пользовался большим
успехом. Так было пока она не получила роль Нару Нарусэгавы в аниме-сериале „Love Hina” — он принёс ей известность.
После озвучивания роли Тору Хонду в сериале „Fruits Basket“ и выпуска своего музыкального альбома „Mizutamari ni Utsuru Sekai“, Хориэ стала одной из популярнейших сэйю в Японии.
Сейчас она работает в компании „Starchild“ и постоянно получает роли в новых популярных аниме. Несмотря на большой успех, обычно не получает главное роли. В последнее время, главные роли Хориэ озвучивала в аниме: „Matantei Loki Ragnarok“, „Onee sama wa boku ni koishiteru“, „Inukami!“.
Она записала пять разных музыкальных альбомов, и почти все из них содержали хотя бы один трэк из аниме, в котором она работала.
Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo!
Маая Сакамото.
Начала карьеру певицы и сэйю ещё в подростковом возрасте: в 15 лет она озвучивала Хитоми Кандзаки в сериале „Видение Эскафлона“. Кроме того, она исполнила заглавную песню (опенинг) Yakusoku wa Iranai.
Впоследствии озвучивала Хитоми в полнометражном „Видении Эскафлона“.
Во время работы над саундтреком Сакамото познакомилась с Ёко Канно — творческий союз двух талантливых женщин продолжается уже много лет, Канно продюсирует её альбомы и является автором песен.
После „Видения Эскафлона“ Маая продолжила работу в таких аниме, как „Удивительный мир Эль-Хазард OVA“, „Летопись
войн острова Лодосс: Легенда о доблестном воине“ и „Волшебный театр Омиси: Риски и Сейфити“. Среди её более поздних работ — „Генешафт“,
“Ра-Зефон» и «Стальной Алхимик»
Самые последние — «Final Fantasy VII»
И «Хроника Крыльев (сезон первый)». И хотя персонажи, которых она озвучивает, не являются эпизодическими и проходят
через весь сериал, чаще всего это второстепенные герои.
Кроме того, Сакамото работала над озвучкой многих видео и компьютерных игр, самые известные из которых — Panzer
Dragoon Saga, Napple Tale, and Kingdom Hearts (Японская версия), а также Deador Alive: Xtreme Beach Volleyball.
Наибольшую известность ей принесла сольная карьера, которая началась с саундтрека «Эскафлона»
Уже в 1997 она выпустила первый альбом. Кроме альбомов, у неё регулярно выходит множество синглов, в первую очередь с композициями из аниме. Практически для всех её песен музыку пишет Канно Ёко — они любят работать вместе, у них очень хорошие дружеские отношения — и зачастую общие поклонники.
Помимо работы сэйю в аниме и играх, Сакамото Маая принимает участие в дубляже фильмов и ТВ-шоу. Её самая известная роль
такого рода — принцесса Амидала в «Звёздных Войнах: Эпизод 1».
Сакамото также начала участвовать в игровом кино. В 2003 году она снялась в музыкальном японском фильме Les Miserables в роли Эпонины. Кроме того, она сыграла главную роль в короткометражном кино «Ноль Три Плюс», исполняла эпизодические роли и камео в ТВ-проектах.
Классическая музыка в японской анимации.
Кроме поп-музыки в японской анимации так же используют музыку современных композиторов.
Многие композиторы музыки в японской анимации также пишут саундтреки для компьютерных игр и фильмов, другие являются
классическими или джазовыми исполнителями и не имеют связей с киноиндустрией.
Пионером в области аниме-музыки, является японский композитор:
Тацуо Такаи.
Награжденный в 2009 г. высшей премией в области анимации. Сегодня он с одинаковым успехом работает и в других
музыкальных жанрах, в том числе симфоническом, а также много пишет для телевидения, спорта и т.д. И хотя музыка для аниме уже давно занимает далеко не
главное место в его творчестве, именно с его совместных работ с Тэдзука Осаму началась широкая известность композитора.
Впервые они познакомились на съемках первой ленты прославленного аниматора — «История одной улицы».
Но самой популярной из написанных Такай мелодий, стала музыка к культовому сериалу Тэдзука «Astro Boy»
Которая вместе с фильмом облетела весь мир, исполнялась многими детскими хорами, в том числе и в нашей стране. Полюбившаяся всем, оптимистичная песня, предваряющая рассказ о чудо — мальчике, стала своеобразной визитной карточкой не только композитора, но и можно сказать, всей японской анимации.
Любопытно, что эта музыка звучит даже на станции японской городской электрички «Таката-но баба», извещая пассажиров о прибытии поезда. Дело в том, что поблизости от станции находится студия, где в последние годы своей жизни работал Тэдзука. И в память об этом, японская транспортная компания «Japan Railways» (JR) c 7 апреля 2003 г. ввела это приятное новшество, чтобы напомнить жителям Токио и гостям столицы о легендарном создателе современной японской анимации, а заодно и поднять настроение, вызвав ностальгические воспоминания о детстве.
Кстати, не только музыка, но и красочные рекламные постеры в стиле манга и аниме придают особый дух этой станции, где всегда много
студентов, спешащих на учебу в находящийся поблизости университет Васэда.
Так же среди известных композиторов, пишущих музыку к аниме, можно назвать
Дзё Хисаиси, настоящее имя Мамору Фудзисава.
Хисаиси начал заниматься музыкой с пяти лет, он брал уроки игры на скрипке. Свой первый альбом, «Information», он выпустил в 1982 году. В 1983 году Исао
Такахата порекомендовал Хисаиси Хаяо Миядзаки для написания сопровождающего альбома к манге «Навсикая из Долины Ветров».
Миядзаки так понравилась работа молодого музыканта, что он предложил ему написать музыку к фильму «Навсикая из Долины ветров». Работа над «Навсикаей» прославила Хисаиси.
В благодарность он работал над всеми последующими фильмами Миядзаки.
Хисаиси рекордное количество раз (четыре) получал награду Японской Киноакадемии в номинации «Лучшая музыка к фильму».
Три из них — награды за музыку к фильмам Такэси Китано: «Сонатина», «Ребята возвращаются», «Фейерверк». Также он написал для Китано саундтреки фильмов «Сцены у моря», «Кикудзиро», «Брат якудзы», «Куклы» и «Ямато».
Ёко Канно.
Автор музыки для многих телевизионных, драматических сериалов (»Учитель», «Кто-то любит ее», «Ненакрашенное лицо» и т.д.).
Канно принадлежит музыкальное оформление видеоигр «Коэй» (»Амбиции Нобунага») и
множества коммерческих радиопередач, включая японскую рекламу кока-колы.
Именно начальная песня в «Макросс плюс» считается самой удачной и известной работой Канно, после чего карьера молодого композитора в аниме стала набирать обороты. За «Макросс плюс» последовали «Please Save My Earth»
Это была совместная работа с её мужем Хадзимэ Мидзогути, с которым она совместно работала над саундтреками к аниме. В 2007 году они развелись.
Канно заявила о себе как о большом знатоке и поклоннике музыкальной классики, тогда
как музыка к аниме «Ковбой Бибоп» продемонстрировала ее великолепное мастерство джазового исполнителя.
Rock музыка в аниме.
J-Rock — переводится буквально как «японский рок». Музыкальной составляющей J-rock, то она очень разнообразна, есть панк, агрессивный хардкор и романтические рок-балады. Данный термин часто путают с Visual kei, но второй является поджанром первого.
В J-Rock музыкальные рамки отсутствуют вовсе. По желанию музыкантов по мимо (или вместо гитар) могут зазвучать народные (национальные) музыкальные
инструменты, переходящие в современную электронику (семплы), но главной чертой этого стиля является отсутствие зацикленных повторений гитарных риффов (что вовсе не характерно для рок музыки Европы и запада), сам рисунок мелодике склонен к
постоянному изменению и бесконечному развитию.
Как и поп музыкантам так и группам играющие в более тяжелом стиле, аниме помогает сделать прорыв и стать более популярными.
The Pillows.
Группа, добившаяся громадного успеха в Японии, чья популярность постоянно растет и за границей. Их успех в США был
подкреплен выходом саундтрека к аниме FLCL (furikuri), состоявшего только из песен the pillows.
Специально для сериала были созданы песни «Ride on Shooting star»
И «I Think I Can»
Которые впоследствии были выпущены как синглы и на данный момент являются классикой группы.
Оптимистичный рок, запоминающиеся мелодии, мощные гитарные рифы Manabu, а также барабанные партии Sato
и уникальный вокал Yamanako — все это делает звучание the pillows особенным на японской музыкальной сцене.
Их песни не раз использовались для различных аниме, помимо «FLCL». К примеру, эндинг для дилогии «Monlight Mile” — „SCARECROW“ и „Boat House“. Кроме того три их песни (»Rookie Jet», «Advice», «Last Dinosaur») использовались в знаменитейшем аниме «BECK»,
а сами члены группы были даже нарисованы в нем. Песня «Ladybird girl» использовалась в американском мультсериале «Ben-10». В апреле 2009 вышло
комедийно-музыкальное аниме «K-On!», в котором два персонажа (Савако Яманака и Нодока Манабе) названы
так в честь Савао Яманака и Йошиаки Манабе из «the pillows».
Любителям качественного, женского панка далеко ходить не придётся, достаточно только обратить внимание на первую песню Anna Tsuchiya для NANA. Она — воплощение всего того, чего не хватает современным японским поп-певицам. Трудно не проникнуться её дерзкой попыткой сделать что-то, отличное от других.
Сингл rose обязан был стать хитом.
Как первый трек, который люди услышали в аниме-сериале NANA, он должен был заменить в сознании публики образ Mika Nakashima в роли NANA на героиню, созданную Tsuchiya Anna. И Anna удалось записать мощнейший панк-трек, который подходит аниме-группе Black Stones даже больше, чем вариант из фильма.
Результатом кропотливого труда певицы стала поп-панк песня, которая куда лучше вписывается в образ Oosaki Nana.
С первых же громких гитарных риффов rose завладевает вашим вниманием. Резкий вокал Anna настолько идеально
ложится на жесткую мелодию, что волей-неволей прощаешь певице несколько невыразительных моментов. Впрочем, ей удалось добавить в песню те дерзкие
нотки, которых так не хватает киноверсии. Такой мощный опенинг начальных серий NANA привлёк внимание зрителей и к тёмной сексуальности Anna.
Так же Anna Tsuchiya записала трек Lovin’ You.
Он заслуживает внимания не меньше заглавного. Он стал эндингом фильма «Сайлент Хилл» в Японии и буквально источает сексуальность, чему не мешает даже слабая лирика на английском языке. Отточенное звучание струнных в сочетании с хард-роком временами даже напоминает музыкальные темы бондианы.
Японская метал-группа Maximum The Hormone.
Сочетающая тяжёлое альтернативное звучание с пародийными поп-элементами.
В феврале 2007 Maximum the Hormone написали What’s up, People?! и Zetsubou Billy, опенинг
и эндинг к аниме «DEATH NOTE», потому что были уверены в одном: если их музыка и подходит к какому-нибудь аниме, то это «DEATH NOTE»!
Их участие в записи саундтрека принесло им огромную популярность, и альбом Buiiki kaesu, который вышел в марте и достиг
четвертого места в национальном чарте продаж, стал еще более сильным прорывом группы.
«What’s up, people?!»
И закрывающая тема — «Zetsubou Billy».
С помощью музыки можно придать особое значение, моменту, в вашей жизни. Она способна управлять вашим настроением либо же усиливать то что вы уже чувствуете.
В японской анимации очень глубоко проработанные, качественные саундтреки. Это помогает передать эмоциональное состояние во время
просмотра, донести до зрителя то что хотел сказать автор.