Аниме-новости
Рождение японского андеграунда.
  • 0
  • 2253

Серф-рок (Surf Rock) это музыкальный стиль, зародившийся в США в начале 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная.

В мае 1962 г. Японию впервые посетила с концертами известная американская, инструментальная, серф-рок команда «The Ventures». Однако их визит был слабо освещен в японской прессе. Тем не менее к группе проявили интерес японские рокеры, которые стали имитировать саунд американцев.

Ко времени возвращения The Ventures в Японию в январе 1965 г., они уже стали признанными звездами, влияние их музыки на молодежь было огромным. Несмотря на языковой барьер, свойственный японцам в исполнении американской вокальной музыки, в стране возникли сотни студенческих ансамблей эреки (т. е. «электрогитара», от искаженного англ. «электрик»).

Отечественные производители гитар не справлялись с нахлынувшим спросом на электрогитары, поэтому им приходилось связываться с крупными компаниями, такими как Victor (более известная как JVC в США), начавшими выпускать электрогитары. В 1965 г. в Японии было выпущено свыше 760 тыс. электрогитар.


Такэси Тэраути & Юдзо Каяма.

Заслуживают внимания два гитариста, появившиеся благодаря буму эреки это: Такэси Тэраути и Юдзо Каяма.

Такэси Тэраути.

Он начинал как участник кантри и вестерн группы Jimmy Tokita & The Mountain Playboys. В 1962 г. он организовал свою первую эреки-группу The Bluejeans, в составе которой оставался до 1966 г. Пластинка группы 1966 г. под названием «Корэдзо Сэрфин» (Это Серфинг) считается первым альбомом в стиле серф-рок в Японии.


После того, как Тэраути ушел из The Bluejeans, он собрал новую группу The Bunnys, с которой записал классическую песню в стиле эреки, «Test Driver».


Осенью 1968 г. группа развалилась, и Тэраути организовал новую команду, используя название уже раскрученной группы, а именно — Takeshi Terauchi & The Bluejeans. Между тем, оригинальная группа The Bluejeans продолжала играть без своего прежнего лидера и даже выступала на разогреве у The Beatles на их японских концертах в 1966 г.

Стиль игры Тэраути многое перенял от The Ventures, однако он более скоростной и неистовый, грязный, свободно использующий дурной такт гитар фирмы Mosrite. В дальнейшем Тэраути пытался адаптировать такие стили, как фламенко, энка, к основному стилю эреки. Он считается первым настоящим виртуозом игры на электрогитаре в Японии.


Юдзо Каяма.


Сын популярных актеров кино 30-х. Кэна Уэхара и Ёко Кодзокура, впервые прославился в качестве молодого актера-бунтаря

в молодежном сериале «Вака Дайсё» («Молодой капитан»).

Под влиянием The Ventures он собрал вместе со своими друзьями-актерами группу The Launchers и начал записывать песни, выпускаемые компанией Toshiba Records. Альбомы Yuzo Kayama & the Launchers представляли собой смесь из незамысловатых любовных баллад, рассчитанных на несовершеннолетних поклонниц, и дикого эреки, любимого рокерами.

В одной из серий «Вака Дайсё» под названием «Эреки-но Вака Дайсё» («Молодой капитан электрогитары»), снятой в 1965 году, Каяма и Такэси Тэраути появляются вместе, выступая в составе The Launchers. На две самые известные инструментальные композиции Каямы, «Black Sand Beach» («Пляж из черного песка») и «Ёдзора-но Хоси» («Звезда в ночном небе»).


The Ventures были настолько впечатлены выступлениями The Launchers в их совместном турне по Японии, что подарили Каяме одну из своих гитар фирмы Mosrite с автографом.

В последнее время Каяма сосредоточился, главным образом, на своей карьере актера, хотя в 1994 году он записал ремейк на собственный хит «Black Sand Beach», доказав, что его талант игры на гитаре не пропал с годами.


Концерт «The Beatles» в Японии.

В июне 1966 г. The Beatles приехали в Японию для проведения серии концертов в легендарном токийском Budo Kan Hall. Подобно тому, что произошло после приезда The Ventures годом раньше, после концертов The Beatles молодые японцы стали создавать свои бит-группы в стиле ливерпульской четверки. Конечно, влияние The Beatles и других групп British Invasion на японский рок было заметно и до 1966 г. (существовала даже группа под названием The Tokyo Beatles,
которая делала кавер-версии песен ливерпульцев с 1964 г.), но живые выступления кумиров дали сильный толчок развитию отечественных бит-групп.


Пластиковая музыка.

Важно отметить различие между японскими и американскими группами: в отличие от своих западных коллег, японские команды сами не писали
песен, а поручали это людям со стороны, как в случае с Дзюном Хасимото («Аой хитоми»). Вот за что блюстители чистоты японского рока отвергали GS группы как «сфабрикованные поп-продукты», подобно тому, как американские хиппи расценивали The Monkees и другие поп-группы как «пластиковые».


Rock and roll — Group Sounds.

Эта волна японского рока получила название Group Sounds (дословно «Звуки групп»), или GS. Считается, что термин был предложен на тв-шоу Юдзо Каямы, когда у него в гостях были: Jackey Yoshikawa & The Blue Comets.

Каяма пошутил над неправильным произношением Ёсикавы выражения «рок-н-ролл» — он его произносил как «лок-н-лорр». Ёсикава на это ответил, что японцам сложно произносить выражение «рок-н-ролл» правильно, из-за двух «р» и «л». Ёсикава предложил Каяме создать термин, который бы японцы легко произнесли, на что Каяма ответил: «Почему бы не назвать ‘рок-н-ролл’ — ‘Group Sounds’?” После этой программы СМИ и японская молодежь стала использовать это новое выражение.

Первой GS пластинкой считается «Фури Фури» («Тряси-тряси»), выпущенная любительской рокабири группой The Spiders на лейбле Crown Records в мае 1965 г.


Затем, в марте 1966 г., группа Jackey Yoshikawa & The Blue Comets выпустила альбом на CBS под названием «Аой Хитоми» («Голубые глаза»), который был продан в количестве более полумиллиона экземпляров и неоднократно переиздавался. Две эти пластинки сильно повлияли на японскую рок-сцену, да и на музыкальную индустрию в целом.


Популярность GS групп.







С этого времени GS группы перестали просто копировать своих британских и американских кумиров и стали развивать свой чисто японский стиль, характеризуемый диссонирующими азиатскими мелодиями и совмещением рафинированного балладного попа с диким грязным рок-н-роллом.

В 1967 г. около 30 групп с именами, типа The Tempters, The Carnabeats, The Jaguars, The Tigers, выпустили свои дебютные альбомы. Первые GS группы были феноменально популярны в Японии: их, подобно The Beatles, повсюду преследовали истеричные фанатки, на концертах многочисленные фанаты неистово орали и буквально сходили с ума. The Tigers, The Jaguars и The Spiders даже сняли полнометражные фильмы в свою честь, с кричащими названиями, вроде «Спасите!” и «Безумный уик-энд».

The Spiders пытались пробиться на мировой рынок, продавая пластинки за рубежом и выступая по странам Европы и Америки, но безуспешно. Однако, им удалось принять участие в легендарном британском ТВ-шоу «Ready Steady Go!». Несмотря на незначительные успехи The Spiders на Западе, поездки
заграницу помогли укрепить их статус в Японии, где сам факт поездки заграницу считался признаком бешеной популярности группы. The Tigers отправились в США для того, чтобы снять рекламу для японского телевидения, и их пригласили для участия в шоу Эда Салливана. Это расценивалось японской прессой как прорыв японской группы на американском ТВ. Однако никто не упомянул тот факт, что The Tigers были приглашены на это шоу, но не в качестве гостей, а как обыкновенные зрители.


Контроль.

Подобно старой голливудской контрактной системе в киноиндустрии, японские GS команды полностью контролировались продюсерами. Одна из крупнейших компаний, Watanabe Productions, заключала весьма жесткие и долгосрочные контракты со своими исполнителями, в том числе и со звездами рока The Tigers.

В то время ходили слухи, что, хотя Тhe Tigers и имели доход в 1 млн. долларов в год, Watanabe Productions платила каждому участнику группы всего 300 долларов в месяц, а остальные деньги забирала себе.

Барабанщик The Carnabeats рассказывал в одном из интервью, что ему пришлось посетить дом вокалиста Jaguars, Сина Окамото инкогнито, потому как менеджмент The Carnabeats рассматривал другие группы в качестве потенциальных конкурентов и запрещал им общаться друг с другом.


Запрет.

Хотя большинство GS хитов представляло собой любовные баллады благовоспитанных на вид молодых людей, а не политически и социально ангажированные песни нецивилизованных хиппи, движение Group Sounds было воспринято старшим поколением как угроза. Рост недовольства особенно усилился после сообщений прессы о многочисленных травмах на концерте The Tigers, проходившем в ноябре 1967 г., и историй тинэйджеров, которые сбегали из дома и преследовали своих кумиров.

Давление на рок-культуру возобновилось.

В течение 1968 г. руководство школ по всей Японии стало исключать учащихся, которые были пойманы на концертах GS групп. Дело дошло до того, что учителя стали дежурить у входа на концертные площадки и отлавливать юных фанатов рок-музыки. Наиболее опасными в этом отношении были The Tigers.
Местные власти налагали запрет на проведение GS концертов, а к концу 1967 г. компания NHK запретила трансляцию рок-выступлений по радио.

Этот запрет распространился на 500 радио станций и более 370 станций компании NHK. NHK получала тысячи гневных писем от родителей, которые были возмущены тем, что видели по телевизору своих детей, орущих во время выступлений музыкантов, отрывающих пуговицы от их пиджаков и дергающих их за волосы.

Запрет ошеломил не только фанатов, но и самих музыкантов, но ненадолго, поскольку этот период времени характеризуется всплеском популярности GS групп.
Как это ни странно, запрет не отразился на The Blue Comets, которых выделила компания NHK как пример того, какими должны быть настоящие рок-музыканты: короткая стрижка, консервативная одежда, пристойное поведение. Фанатов группы хвалили за их примерное поведение на концертах. То, что казалось признанием команды в конечном счете разрушило их карьеру, так как фанаты начали бойкотировать пластинки этих «предателей», чьи выступления продолжали транслироваться по NHK. Тем не менее после 10 бесславных месяцев The Blue Comets выпустили сингл, который вновь оказался в десятке музыкальных хитов.

Сложилась аналогичная ситуация, что и в эпоху бума рокабири в 50-е годы, а именно — истеблишмент попытался запретить эреки. Публичное исполнение музыки на электрогитаре было запрещено отделом народного образования в городе Асикага (префектура Тотиги), полиция префектуры Сидзуока останавливала танцы в стиле эреки, опираясь на закон о контроле над действиями, которые могут отрицательно сказаться на общественной морали. Несмотря на это, бум эреки был
слишком значителен, чтоб его можно было пресечь.


Развал.





В конечном счете, бум GS исчерпал себя не только по причине стремления истеблишмента искоренить «угрозу» GS. В начале 1969 г. было подсчитано, что в Японии существовало более 2000 GS групп, слишком много для столь малого японского рынка.

В конечном счете, бум GS исчерпал себя не только по причине стремления истеблишмента искоренить «угрозу» GS. В начале 1969 г. было подсчитано, что в Японии существовало более 2000 GS групп, слишком много для столь малого японского рынка.

Рекорд-компании подписывали контракты с малоизвестными рок-группами, надеясь заработать на них много денег, так же как в свое время на The Spiders или The Tempters. Стремясь продать больше пластинок, многие команды стали подражать обаятельному имиджу наиболее популярных западных групп, чтобы привлечь внимание молодых фанаток. Качество музыки этих исполнителей ухудшилось.

Любители рок-н-ролла стали отдавать предпочтение более тяжелой ее разновидности, т. н. «New Rock» («Новый рок»), японскому аналогу
западного хард-рока.

Таким образом, к 1971 г. большинство команд Group Sounds развалилось.

  • April 21, 2016

Комментарии
0
Зарегистрируйся и получи доступ к большему количеству материалов!