Аниме-новости
Почему мы любим “Naruto”?
  • 0
  • 1912

«Naruto»… Как много в этом слове. Экранизация данной манги произошла в 2002 году, и благодаря тому, что Кишимото нанял в качестве пиар — менеджера человека с Запада, то это аниме приобрело широкую популярность и за пределами Японии. Но только ли поэтому мы до сих пор помним его, любим и даже пересматриваем? Достаточно ли показать обёртку, чтобы мы поверили, что внутри шоколад? Разумеется, нет. В 2002 году выходило огромное количество новинок с куда большей рекламной компанией чем у «Naruto» («Особое Мнение»; «Три Икса»), о которых, однако, все забыли. Значит, есть нечто большее, нечто, что отличает это аниме ото всех остальных, нечто, что делает его запоминающимся.

На протяжение всей жизни человеку, не живущему в комнате, где есть только белые стены, приходится сталкиваться с огромным количеством вещей, каждая из которых так или иначе воздействует на него. Например, читая выпуск журнала «Playboy», Марк Чепмен убедился в том, что убить Джона Леннона действительно хорошая идея. Влияние предмета на человека? Ещё какое. На самом деле, всё, что мы наблюдаем день изо дня, влияет тем или иным образом, формируя нашу личность и сознание. Такова человеческая природа. И автор, создающий произведение искусства, точно такой же человек как и все остальные.

Вот только он может отразить те события и явления, повлиявшие на него при написании, например, книги, т. е. связать вещи, происходящие в реальном мире с какими-либо частями текста. Тогда читатель может увидеть подноготную произведения и в достаточной мере понять, под влиянием чего писалось то или иное произведение. В этом случае затекстовая реальность называется открытой, раз к ней есть доступ рядового зрителя, а не только автора. Раз мы говорим об аниме и манге, то это следует называть «затайтловой реальностью». Соответственно, если она закрыта, то факторы, повлиявшие на автора, остаются в ведении только самого автора.

Однако в «Naruto» затайтловая реальность как раз закрыта, и на этом стоит остановиться поподробнее. Данная манга/аниме зациклено само на себе так, что взор читателя не может проникнуть за пределы ленты. Когда же человек имеет дело с открытой затайтловой реальность, то он следует по указке автора, связывающего события реального мира или другие произведения искусства со своим. Таким образом читатель или зритель работает сразу в двух измерениях, сопоставляя их по той инструкции, что дал создатель ленты. В «Naruto» такой инструкции нет, её банально не существует, поэтому все попытки «взломать» эту мангу/аниме являются, как минимум, схоластическими (безаргументированными), а на деле иррациональными, потому что автор ничего не делает просто так, и каждая деталь его творения работает точно так, как и было задумано (если мы говорим о действительно качественном произведении).

Чтобы лучше понять принцип работы закрытой затайтловой реальности, нужно поговорить об устройстве открытой затайтловой реальности. Представьте, что вы (зритель) объявили войну своему соседу (автору) и пришли со своим войском к его крепости (произведение). Вы подошли к стенам замка и видите только огромные серые стены и пасмурные лица солдат противника. Если автор оставляет затайтловую реальность открытой, то тем самым распахивает перед вами ворота, и вы можете пройти внутрь. Так гуляя по постоялому двору и его окрестностям, можно узнать, что те самые серые стены, что вы видели изначально сделаны из кирпича, цемента и щебёнки в определённых пропорциях, а солдаты ходят с печальными лицами, т. к. пиво подорожало. Тем самым вы познаёте, что сделало вражеское укрепление таким, какое оно есть сейчас, а относительно текста, можете понять, какие вещи, события и явления стояли за его созданием. (Да, корректных сравнений не бывает)

Так читатель полностью вовлечён в изучение внутреннего убранства замка, но причём тут «Naruto»? «Naruto» — это обороняющаяся крепость, которая палит по зрителю из всех имеющихся орудий. Тогда нападающему остаётся только разбить лагерь и начать осаду, иногда отправляя разведывательные отряды. В этом случае ворота никто не открывает, и всё, что вы видите изначально — это лишь серые стены и пасмурные лица солдат. Тем самым произведение зацикливается само на себе и не пускает никого внутрь. Тогда сознание читателя начинает резонировать со скрытыми резервами произведения, и именно в этом кроется магия «Naruto».

Вообще наиболее яркое отражение закрытие затекстовой реальности произведения нашлось в поэзии представителей итальянского «герметизма» 20 — 40 хх годов. Вот, например, стихотворение «Бодрствование», написанное основателем данного течения Джузеппе Унгаретти в 1915 году, когда тот был солдатом на I Мировой Войне.

Всю ночь
прижатый
к мертвому
товарищу
с оскаленным
ртом
обращенным к полной луне
с кровью
на руках
проникшей
в мою тишину
я писал
письма полные любви

никогда я не был
так
связан с жизнью.

Также как и «Naruto» это стихотворение зациклено само на себе и не пускает никого, кроме автора, внутрь. Однако суть его заключается в том, что каждое слово или образ резонирует с эмоционально — чувственным восприятием читателя. Это похоже на распространение звуковой волны. Представьте, что каждая деталь произведения испускает свой уникальный звук на своей уникальной частоте. И в зоне досягаемости находится самый обычный человек с самым обычным слухом, который улавливает все исходящие вибрации. Первый звук ему нравится, второй раздражает, третий успокаивает, четвёртый заставляет задуматься о вечном. Так слуховой аппарат внутри ушной раковины резонирует с поступающими сигналами, и сознание человека резонирует с поступающими образами. Возвращаясь к примеру с крепостью, в зрителя летят ядра, пули, стрелы. Каждое ядро убивает 5 солдат, пуля убивает одного, а стрелы сбивают краску на защитных сооружениях.
И в «Naruto» подобных эмоциональных моментов, с которыми зритель может резонировать предостаточно. Он не пытается взломать произведение, не концентрируется на «воротах», а его внимание направлено на весь замок целиком, а максимально тот следит за участками, откуда летят ядра. «Naruto» так запомнился обычным людям, ибо в отличие от других произведений, вышедших в это же время, снаряды летели постоянно и отовсюду, один эмоциональный момент шёл за другим эмоциональным моментом, и человек, смотрящий это, постоянно подвергался эмоциональному воздействию.

Однако вся соль в том, что восприятие этих моментов сугубо субъективно. Если вы попросите своих друзей или знакомых рассказать о самом запоминающемся моменте из этого аниме, то первый назовёт дуэль между Саске и Итачи, второй вспомнит смерть Неджи, а третий упомянёт разговор Наруто и Гаары во время нападения на Каноху. В этом и заключается особенность закрытой затайтловой реальности в грамотно построенном произведении. Все резонируют по разному, но самое главное, что они вообще резонируют.

Итак, почему люди любят «Naruto»? Потому что в нём огромное количество эмоциональных моментов, которые, благодаря структурной составляющей, акцентирующей на них внимание, хорошо воспринимаются зрителем или читателем. «Naruto» — отличный пример произведения, автор которого понимает как работают между собой различные части аниме и, самое главное, зачем и почему они так работают, ну, а я на этом закончил!

  • May 1, 2016

Комментарии
0
Зарегистрируйся и получи доступ к большему количеству материалов!