Поньо
  • 0
  • 531
  • 9716

«Поньо» — гениальный фильм. Отлично. Мы можем остановиться на этом и пойти дальше по своим делам?! Думаю, нет. Почему он гениален? Ну, если вы начнёте читать соответствующих западных критиков, то вскоре обнаружите, что все они сходятся в едином мнении — потому что это фильм Хаяо Миядзаки. Логично, не правда ли?! Так о чём «Поньо» — последний фильм для детей признанного гения японской анимации? Он был выпущен в 2008 году (год борьбы за экологию), поэтому тогда все наперебой расхваливали насколько своевременен и социально ориентирован «Поньо», ведь, по мнению зрителей и критиков, фильм именно о защите окружающей среды.

А вот что говорит сам Миядзаки: «
— Такое большое количество ваших фильмов посвящено экологическим проблемам нашей планеты. Думали ли вы когда-нибудь о создании более реального, приземлённого мира; фильма о будущем, которое показывало бы весь тот вред, что мы наносим окружающей среде или фильма о будущем в жанре научной фантастики, действие которого происходило бы через 100 — 200 лет?
— На эту тему было создано так много фильмов другими людьми, что я не могу придумать ничего нового. Если я нарисую затопленные здания или город на дне моря, то люди скажут: «Оу, а я это уже видел»

Неплохо, да?! Особенно, если учитывать, что в фильме показываются затопленные здания и часть жилого массива. Но перед тем как обратиться к самой системе образов фильма ещё небольшая часть интервью.
— Я также думал, что, возможно, мы ушли слишком далеко от детей, и нам стоит вернуться обратно к 5 — летним. Но я не могу делать то же самое, что и с «Тоторо». Поэтому я вложил в фильм более сложные вещи. Если вы хотите посмотреть нечто простое, то лучше выбирать фильм покороче. Это не очень хорошая идея делать что-либо, предназначенное для маленьких детей, слишком долгим. У меня спросили: «Почему вы не хотите сделать фильм покороче?!" На что я ответил: «Я хочу сделать его сложнее».

Да, это последний фильм Миядзаки, рассчитанный на детскую аудиторию. Однако он уже не для дошколят или тех, кто только пошёл в школу. Он — для детей постарше. И тут важно отметить, как устроено кино для «маленьких зрителей». Если автор просто хочет развлечь их, то делает фильм более коротким, простым, но цепляющим. На нём происходит огромное количество разнообразных движений, все куда — то бегут, что — то быстро делают, и ребёнок не может оторваться от экрана. Но «Поньо» — более сложное произведение. Он всё ещё для детей, однако воздействует на их подсознание, оставляя образы, смысл и персонажей в нём, а не на прилавках магазинов, в то время как активные и бурные события, происходящие в ленте являются лишь средством по удержанию внимания зрителя для максимально возможного усвоения материала.

Так о чём же «Поньо»?! Это фильм не об экологии, он не для маленьких детей, и если вы его смотрели, то обратили внимание на огромное количество странных и пугающих, порой, моментов. Не поверите, но это фильм об искусстве — искусстве будущего, искусстве новых поколений, искусстве новой эпохи, подводящий черту в творчестве великого детского аниматора. Тут важно обратить внимание на альтернативное название — «Начало» -, дающееся нам в самом конце. Да, это фильм о начале новой эры в искусстве, эры, которую будут делать нынешние дети.

И в чём же Миядзаки видит свою роль — роль творца в наше время? Он решает положить на подкорку детей представление о направлениях в искусстве, чтобы у тех было достаточно сил, времени и энергии усвоить это, и в реальный, взрослый мир они входили уже с этим самым знанием. Чтобы при прочтении книги в школе или во внеклассное время у тех возникала мысль «Хей, а я это уже где -то видел!», и они могли идти дальше, к новой литературе, в дальнейшем создавая её. Но обо всём по порядку.

В фильме даётся представление о 3 направлениях в искусстве. Романтизме, реализме и декадансе. Почему именно эти 3? Потому что у них была чётче всего сформулирована философия, и можно выделить какие-либо общие черты. Да, представление о философии в детском фильме, которое способны усвоить ученики начальных классов — настолько всё круто!

Первое — романтизм. Он нашёл своё отражение в матери Сооскэ, Рисе. Почему именно романтизм? Для романтиков было характерно упование на судьбу, удачу, преклонение перед неким таинственным роком, суть которого понять не могли. Об этом же говорить мать Сооскэ в эпизоде в машине. Также она — простой человек — бросает вызов морской стихии, соревнуется с ней и противостоит, не имея очевидных шансов на успех. (Эпизод с переправой) Это также было свойственно для лирического героя раннего романтического движения. Кстати, за это часто критиковали Миядзаки в своё время. Мол, мать у него получилась слишком безответственной, ей не веришь и не способен из — за этого проникнуться к ней как к персонажу.

Второе — декаданс. Своё воплощение тот нашёл в образе отца Поньо — Фудзимото. Это всё ещё человек, сохранивший человеческое мышление, но который отверг полностью своё естественное происхождение, искренне ненавидит людей и желает их полного истребления. Подобное поведение было свойственно также только для лирического героя декаданса, причём раннего. + мотив совокупления с матерью — природой был присущ только этому литературному направлению.

Третье — реализм. Суть этого направления в искусстве заключалась в том, чтобы говорить об объектах на языке объектов, т. е. описывать происходящие события максимально объективно и детализировано. Представителем данного направления в искусстве является безымянная пожилая женщина в доме для престарелых. Когда Сооскэ в самом начале показывает ей Поньо в своём зелёном ведёрке, то та называет её рыбкой с человеческим лицом. И не поспоришь ведь! Действительно, рыбка с человеческим лицом. Она говорит, что по вине Поньо случится тайфун, и он действительно приходит и действительно по вине рыбки с человеческим лицом.

Однако для Миядзаки было неприемлемо просто оставить эти образы в сознании детей, т. к. тот понимал, что этого будет недостаточно, это не возымеет хоть какой-либо силы. Он специально подчёркивает, что никто из них не знает настоящего имени Поньо. Фудзимото её называет Брюнгильдой, Риса — девочкой, а безымянная женщина, как уже говорилось ранее, рыбкой с человеческим лицом. Поэтому автор «ломает» в некоей степени персонажей, показывает, почему данное литературное направление неприменимо в наши дни.

У Рисы уплывает муж, и они ссорятся из — за этого, тем самым разрушая сакральное и таинственное для романтизма чувство любви. Происходит то самое цунами, о котором так мечтал Фудзимото, но из — за него не погибает ни одно живое существо. А реализм ломается, когда не может объективно и полноценно объяснить, в первую очередь для себя, что же произошло на самом деле после наводнения. Пожилая безымянная женщина ошибается в своих предположениях, строит неверные логические связи и этим показывает несостоятельность данного направления в литературе.

Забавно и примечательно также то, что реализм открывает для себя новые грани (эта женщина попадает в подводный мир) только когда сталкивается, в прямом смысле, с Поньо. И Миядзаки не был бы Миядзаки, если бы не показал этих персонажей изменившимися и под воздействием чего те изменились. Романтизм наконец — то говорит по душам с Матерью — Природой, как мать с матерью, а не конфликтует с ней или бросает вызов. Декаданс вообще начинает помогать людям, в частности лечит ноги пожилым женщинам из дома для престарелых, когда тот встречает людей, милых, забавных и счастливых, которых тот так ненавидел и презирал. А реализм, бывшая весь фильм угрюмой и мрачной, вдруг начинает веселиться и бегать, словно дитя. И именно такими, новыми, преобразовавшимися, привычные нам направления в искусстве вступают в новый мир, в новую эру, выбравшись из лона Матери — Природы.

По Миядзаки этот мир будущего искусства возможен лишь тогда, когда мир реальный, изображаемый хоть и грязным, но довольно весёлым, смешивается с миром фантастическим, прекрасным, но тёмным и холодным. Именно тогда и рождаются поистине невозможные вещи, удивительные и поражающие воображение, типо доисторических рыб, плавающих по центру города.

Однако всё это могло быть уничтожено, если бы Сооскэ испугался, покинул Поньо, оставил её одну. Все взрослые, вовлечённые в это, крайне переживают и волнуются, однако для 5 — летнего мальчика такого вопроса не существует — он никогда не бросит Поньо. Так кто же такая Поньо? Это образ искусства, искусства будущего, которое только развивается, формируется, постоянно изменяется, ищет свою уникальную форму и обретает её только при помощи ребёнка. Примечателен тот факт, что Поньо сознательно касается только детей, она взаимодействует только с ними, в то время как взрослые от неё получают лишь струйки воды. Это не случайно, ведь видят искусство будущего таким каким оно и является на самом деле только дети. Именно они, будущее поколение, формируют новый прекрасный и чудесный мир.


Стоит также отметить, что Поньо взаимодействует не со всеми детьми. Так Девочка в Платье в самом начале не проходит проверку водой, которую рыбка с человеческим лицом устраивает всем окружающим, и убегает. В Поньо она видит просто золотую рыбку и ничего больше. Так и после слияния миров и образования нового мира эта девочка не видит настоящую Поньо — для неё это теперь просто девочка. Тем самым Миядзаки говорит, что филистеры — люди бесчувственные — не меняются с течением времени, и какие бы чудеса не происходили в мире, в их мировоззрении всё останется по прежнему.

Но зачем признанный гений вводит такую сложную систему образов в свой фильм, при этом говоря, что он детский, ведь даже взрослые не понимают до конца о чём он? Именно поэтому Миядзаки и гений японской анимации. У этого тайтла отсутствует какая бы то ни было литературная традиция — он сам становится такой традицией, он сам становится базой для будущего поколения, вводя и развенчивая в сознании детей тот культурный пласт, что создало человечество за многие века. Тем самым «Поньо» протаптывает дорожку в сознании маленьких зрителей к искусству будущего, нового времени, так и не показанного в самой ленте. Да оно и не могло быть показано, ведь должно быть ещё создано, ну, а я на этом закончил!

P. S. Что рождается от взаимодействия человека и природы? Ответ: Искусство


Комментарии
0
Зарегистрируйся или войди и тогда вы сможете оставлять комментарии.