Аниме, покорившее Галактику
  • 0
  • 4444
  • 9716

Эх, раньше, безусловно, трава была зеленее, деревья выше, и аниме совсем не те, что сейчас. «Это Классика Не Стареет», и мы продолжаем ностальгировать по светлым временам из далёкого прошлого. Как много из вас помнят 1988 год? Нет, не так. Вы помните, что произошло в 1988 году? Напоминаем. В этом году мир признал японскую анимацию. Аниме вышло на мировую арену и окончательно на ней закрепилось, покорив как рядовых зрителей, так и именитых критиков. Это был настоящий прорыв, золотой год для анимации из Страны Восходящего Солнца, и мы продолжаем разбираться, что же сделало его таковым.

Для эстетов и киноведов нашёлся «Акира», сердца обывателей тронул «Мой Сосед Тоторо»… И мы уже разбирали, почему эти аниме были признаны гениальными и останутся в веках.

/blogs/threads/klassika-ne-stare...

/blogs/threads/veter-peremen/pos...


Но что же осталось для самих японцев? Или все силы, все лучшие умы были брошены на покорение международного рынка? Разумеется, это не так, и сегодня мы разберём захватившую сетку вещания на долгих 10 лет «Легенду О Героях Галактики»!

Значение этого аниме для всей индустрии в целом сложно переоценить, хотя сейчас о нём, к сожалению, уже мало кто помнит. Но тогда оно буквально взорвало сознание не только зрителей, но и студийных боссов. Ведь это был риск! Аниме, рассчитанное на аудиторию, которая до этого вообще аниме не смотрела! И самое удивительное — это сработало! Чтобы вы понимали важность этого события — до выхода «Легенды о Героях Галактики» практически все выходившие аниме были нацелены на подростков или юношей. Да, сейчас можно говорить, что студии предпринимали определённые попытки вывести индустрию на новый уровень, но… живя в 1988 году в Японии вы бы даже этого не заметили. А вот «Легенду» не заметить было нельзя! Потому что о «Легенде», в отличие от всего остального, говорили не на переменках в школе, не перешёптывались о ней, сидя за партой. «Легенду» обсуждали в офисах, подготавливая квартальный отчёт, и говорили о ней в метро, пока едут на работу.

Что же такое «Легенда»? «Легенда» это

— Космоопера, обличённая в форму героического эпоса

— Противостояние монархии и демократии, в котором автор не боится показывать как сильные, так и слабые стороны обоих политических режимов

— Размышления об истории, роли личности в истории и о том, что эту самую историю делает

И это, разумеется, далеко не всё, чем является «Легенда О Героях Галактики», просто, понимаете, нечто столь эпохальное невозможно описать полностью или хотя бы в достаточной мере. Например, что такое «Война и Мир»? Это роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. Это всё, чем является «Война и Мир»? Нет, и ни один человек не в силах охватить всё то, чем является «Война и Мир», например, для миллионов людей. То же самое справедливо и для «Легенды О Героях Галактики», поэтому мы не будем останавливаться на этом подробно. Скажу лишь, что в Википедии сюжет представлен вполне сносно, хоть и с определёнными допущениями.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D...

Да, после феноменального успеха «Легенды О Героях Галактики"студийные боссы окончательно утвердились во мнении, что умные, хорошо проработанные аниме способны приносить баснословные деньги. И только благодаря тому, что в своё время появилась «Легенда», у нас сейчас есть серьёзные аниме о политике, истории, экономике, а не только супергероика и повседневка о школьной жизни.

Но это всё уже детали, а нам нужно разобраться, что в «Легенде О Героях Галактики» было инновационного и нового, помимо сюжета. Поэтому стоит куда тщательнее сконцентрироваться на самом первом определении, которое мы ей дали, а именно: «Космоопера, обличённая в форму героического эпоса». И если с космооперой всё сразу становится понятно, то про героический эпос стоит поговорить отдельно.


Вообще, что такое «героический эпос»? Все вы помните былины про Илью Муромца и Змей Горыныча или «Песнь о Нибелунгах» - так это он и есть. Как таковой появился примерно в 4–6 веке, когда племена начали объединяться в государства, на смену вождям стали приходить короли, а сражения между отдельными родами превратились в полномасштабные войны. И новому времени нужны были новые люди: сильные, могучие, властные, способные не только махать мечом, но и вести за собою людей. И героический эпос именно о них — об отдельных личностях, а не народах или племенах. История войн, побед и поражений, объединений и распадов целых государств и империй подменяется историей битв между королями, свадьбами и смертью правителей. То есть под покрывалом жизни одного человека, пусть даже сильного, бравого воина, короля, скрывается жизнь целой страны. Этот человек отождествляет собой всё государство, он является олицетворением этой страны. Например, в песнях об Илье Муромце он один сражается против несметных полчищ врагов и одолевает их. Абсолютно очевидно, что под этим подразумевается не победа одного конкретного человека, а победа вообще всей Киевской Руси, которую в данной песне Илья Муромец олицетворяет. И в «Легенде О Героях Галактики» мы можем наблюдать всё абсолютно то же самое. Ян Венли — это не просто Ян Венли. Это олицетворение демократических ценностей, прав и свобод граждан и вообще всего Союза Свободных Планет. Райнхард фон Лоэнграмм — тоже не просто Райнхард фон Лоэнграмм. Он отождествляет собой всю Галактическую Империю.

Также для народного героического эпоса был характерен мотив судьбы, рока, давленствующего над персонажами. Например, в «Песне о Нибелунгах», когда Зигфрид только уезжает из своего королевства на поиски невесты, рассказчик сразу говорит, что обратно домой он уже не вернётся, что постигнет его злая участь и вообще ничего хорошего с ним не произойдёт. «Но судьба его была уже предрешена». В «Легенде О Героях Галактики» используется тот же самый приём, когда зрителю, условно, говорят: «Но разразившаяся вскоре трагедия нарушила мир и покой в Галактике». Автор в обоих случаях уже знает всю историю наперёд, он знает, что произойдёт с персонажами и при каких обстоятельствах, и сами они никак на ход событий, с точки зрения рассказчика, повлиять не могут.


Этим же обусловлена и определённая скачкообразность повествования. Этот факт, вероятно, не так заметен, поэтому стоит взять сериал для сопоставления — например, «Игра Престолов». Вспомните историю Дейенерис Таргариен. Если бы это был эпос, то автор показывал лишь важные, судьбоносные сцены из жизни Матери Драконов, и выглядело бы это следующим образом: Она уезжает из дома => Свадьба => Смерть брата => Смерть кхала Дрого => Рождение драконов и так далее по списку. Всё время и все события её жизни между этими сценами опускались, и зритель бы о них даже не знал. Однако, «Игра Престолов» не заключена в форму героического эпоса, поэтому с определённого возраста представлена вся жизнь Дейенерис Таргариен (куда-то едет, где-то останавливается, с кем -то говорит; эпизоды, не влияющие на её судьбу коренным образом), а не только роковые моменты. Теперь, уже немного разбираясь в вопросе, взглянем на «Легенду О Героях Галактики». Автор абсолютно чётко даёт понять, что героям приходится преодолевать огромные космические пространства, на что уходит по несколько недель, а то и месяцев. Однако, в отличие от «Игры Престолов» всё то время, что персонажи были в пути, убирается за ненадобностью. Вот Юлиан Минц вылетает на Землю с другого конца галактики, а в следующей сцене он уже на ней. Для сравнения — после свадьбы кхаласар двигается в Лхазар, и зритель видит абсолютно весь путь Дейенерис.

И тут возникает самый важный вопрос: «Зачем автор „Легенды О Героях Галактики" решил облечь эту историю в форму эпоса?» Честно говоря, никто до конца не знает, почему он что-то делает, поэтому самым вероятным будет вариант — банально посчитал это удачным ходом и что для картины так будет только лучше. И, как было сказано, в самом начале не прогадал — риск себя оправдал, а «Легенда» имела оглушительный эффект. Но ничто не проходит бесследно. Это произведение оказало столь сильное воздействие на людей, что молодые авторы вдохновляются им до сих пор. Хорошим примером является «Заводной Дух Войны: Альдерамин в небе». С одной стороны, это всё тоже противостояние монархии и демократии, всё те же референсы в сторону истории, всё те же основы тактики и стратегии, всё тот же рассказчик, который знает историю наперёд, и даже главный герой, Икта Солорк, практически полностью списан с Яна Венли. Но с другой стороны, Икта Солорк — подданный Империи, он куда более человечен, чем Ян Венли, больший упор делается на второстепенных персонажей, да и про Республику Киока зритель пока тоже ничего не знает, т. к. автор пока сосредотачивается на устройстве Империи. Это позволяет нам говорить, что «Альдерамин в небе» - это не просто калькирование «Легенды О Героях Галактики»; это абсолютно самостоятельное произведение, сделанное с огромным уважением и глубоким трепетом к своему предшественнику. Альдерамин даже представлен не в форме героического эпоса. Говорить о нём что-то ещё пока сложно — нужно дождаться хотя бы окончания первого сезона, однако просмотры показывают, что умное, хорошее аниме, в которое была вложена уйма сил и времени всё так же пользуется спросом, как и 28(!) лет назад, ну, а мы, пожалуй, на этом закончим.


Комментарии
0
Зарегистрируйся или войди и тогда вы сможете оставлять комментарии.