"Берсерк": от 89-го до наших дней
  • 2
  • 3418
  • 9716

Помните, в фильме «Хранители» 2009 года Уолтеру Ковачу показывали листы с пятнами чёрной краски, чтобы узнать, является ли он психически больным? Сам этот тест — тест Роршаха — был придуман в 20 — х годах прошлого века, годах расцвета учения Фрейда и психоанализа. Чуть позже вы поймёте, какое отношение это имеет к «Берсерку». Одним из самых ярких представителей этого направления в психологии является, безусловно, Карл Гюстав Юнг. Многие уже слышали его имя. В рамках психоанализа тот разработал «Аналитическую Психологию». Её основным постулатом было следующее: Бессознательное(подсознание, воображение) является единым у всех людей, проживающих в одно и тоже время на одной территории.

Здесь важно выделить (опять — таки для дальнейшего разговора о «Берсерке») критерий времени — «в одно и тоже время» — ведь Бессознательное постоянно менялось на протяжении всей человеческой истории. Так, например, жители Древней Греции не различали фантазию и реальность. Это связано с довольно специфической работой мозга. У наших далёких предков воображение являлось одним из способов познания окружающего их мира. За его работу, грубо говоря, отвечает правое полушарие. Левое полушарие — за логичное и рациональное восприятие действительности. На протяжении большей части жизни человека активность левой части мозга больше активности правой. Однако, когда правое начинает доминировать над левым, элементы фантазии прорываются в реальный мир. Так древний мореплаватель видит в обычном водовороте посреди моря огромную пасть, зубы и всепоглощающую утробу — что в дальнейшем назовёт морским чудовищем Харибдой. Плывёт он дальше, заплывает в ущелье под скалой и на месте привычных сталактитов ему видятся извивающиеся щупальца морского богини, в дальнейшем получившей имя Сциллы. Да, и всё это только благодаря непоседливому правому полушарию.

У наших предков подобное происходило довольно часто, и они вообще не отделяли явь от вымысла. Для них Кентавр был настолько же реален, как и стена собственного дома. Перед ними тот представал в мельчайших деталях и подробностях. В данном контексте можно вспомнить знаменитый разговор Гюстава Курбе — французского художника 19-го века — со священниками. Те пришли к нему и попросили расписать стены храма изображениями ангелов. Он, недолго думая, согласился, но перед тем, как приступить к работе, попросил ему показать этих серафимов. Священники ушли ни с чем. Так вот: к чему я всё это. У того же самого древнего грека даже вопроса бы не возникло. Стоявшие перед ним священники были бы настолько же реальны, как и гарпии, летавшие в небе. Вполне вероятно, что в сознании грека античных времён они бы приехали верхом на кентаврах, а расплачивались вообще минотаврами.

Но время шло, люди менялись, и правое полушарие у жителей Средних Веков уже не проявляло себя так сильно. Они начали понемногу отличать, где вымысел, а где реальность. Изменились и так называемые «чудовища». Они больше не имели чётко выраженной формы, а были скорее аморфными, т. е. не имеющими какого — то конкретного состояния. Литература тех лет практически не сохранилась, однако до нас дошли отчёты участников инквизиции, в которых фигурировало это Мифологическое Сознание еретиков, описанное выше.

У нас же, современных людей, доминация правого полушария над левым происходит ещё реже и ещё слабее. Отличным примером является поэма Есенина «Чёрный Человек», которую тоже многие знают. Вот этот самый Чёрный Человек и является результатом работы Мифологического Сознания (если выражаться научно) человека нового времени. Это уже силуэт, нечто, напоминающее тень, предельно размытое и лишённое очертаний. Да и предстаёт Чёрный Человек перед лирическим героем только после череды нервных срывов, активировавших его Бессознательное. Примеры можно обнаружить и в современной массовой культуре. Например, Бэтмен. Да, да, не стоит удивляться. Если вы повнимательнее приглядитесь, то обнаружите всё тоже самое, что и у Есенина.

И вот, в 1989 году начинает издаваться манга «Берсерк» под авторством Кэнтаро Миуры. Для тех, кто не знаком с ней — ту можно условно разделить на 2 части: Арку «Золотого Века», получившую несколько экранизаций, в том числе наиболее знаменитую 97-го года; и всё, что было после арки «Золотого Века». И именно во второй половине манги можем увидеть, как нам казалось, давно потерянное, утраченное Мифологическое Сознание людей, примерно, 10-го века, т. е. переходного этапа от античности к средним векам, абсолютно невозможное в наши дни. Переходного, ведь в этом мире есть как типичные объекты античного Мифологического Сознания (Бессмертный Зодд и другие Апостолы), так и Средних веков (картинка прикреплена). И да, именно это делает мангу гениальной в своём роде и безусловно заслуживающей того отклика в сердцах людей, который она имеет.

И наконец в 2016 году объявили о намерении экранизировать вторую часть манги после арки «Золотого Века». Сначала фанаты, буквально, ликовали, ведь они ждали этого около 15 лет! А затем показали трейлер…

И по этому трейлеру уже можно было сказать, что режиссёр не понимает, на что действительно стоит обратить внимание, что новое и уникальное стоит перенести со страниц манги на киноплёнку, а на что можно закрыть глаза (скелеты). Он даже не представляет, что у него в руках находится самое настоящее золото и продолжает работать с ним, как с обычной глиной. Задача режиссёра, который берётся за экранизацию манги, заключается в том, чтобы взять из первоисточника только самое лучшее и перенести это на малые экраны. Но Щин Итакаги поступает ровно наоборот, и от этого становится поистине грустно. Ведь мы могли получить аниме, которое взрывало бы сознание зрителей, а вместо этого у нас на руках обычный боевик с компьютерной графикой.

Стоит ли смотреть «Берсерк 2016»? Знаете, стоит. Стоит смотреть для выработки вкуса. Перефразирую Воннегута:«Чтобы отличить хорошее аниме от плохого, нужно просто посмотреть миллион аниме» Ну, а я на этом закончил.


Комментарии
2
  • Dzoomboz / 18.07.2016 16:55:07 /

    Хорошо написано, стиль выдержан, логика построения текста присутствует, но вот мало, чёрт возьми. Такое чувство, будто бы это не готовый текст, а только его вступление.

  • sad_ogorodnik / 19.07.2016 14:47:34 /

    Dzoomboz, можно было расписать подробнее, рассказать об устройстве мозга, как это работает, ведь тема преинтереснейшая, но тогда получится довольно большой кусок текста, который нашей аудитории будет довольно сложно осилить.

Зарегистрируйся или войди и тогда вы сможете оставлять комментарии.