Акира или С чего начинается аниме
  • 0
  • 3156
  • 9716

С чего начинается Родина? Эти строки знаменитой советской песни известны каждому и у каждого ответ свой, ведь и Родина у каждого своя. Однако, нельзя получить такое же бесконечное число ответов на вопрос:»С чего начинается аниме?», т. к. для нас, жителей Запада, принадлежащих к западной цивилизации и западной культуре он всего один — это «Акира». Все критики и киноведы сходятся во мнении, что именно с проката этого фильма в Америке в 1988 году и начался всеобщий ажиотаж, вызванный японской анимацией. Однако никто до этого не задавался вопросом:«А почему? Что в этом фильме есть такого, чего не было в других? Чем он смог поразить зрителя?«Это и рассматривается в данной статье.

Думаю, для начала, стоит углубиться в историю создания и исторический контекст. В дальнейшем вы поймёте, почему мы акцентируем на этом внимание. 1988 год. Интернет, несмотря на молодость, уже довольно глубоко пустил корни в привычный уклад жизни многих семей, происходит повсеместная компьютеризация, программирование стало основной наукоёмкой отраслью. И весь этот водоворот событий не мог не найти отражения в искусстве на многие и многие годы одной из основных тем стала виртуальная реальность.

Вообще, это понятие имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальная реальность — это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание, когда, например, на человека надевают «электронные очки» и «электронные перчатки». В этом случае сознание погружается в некий выдуманный, сконструированный компьютером возможный мир, в котором он может двигаться, видеть, слышать и осязать — виртуально. В широком смысле виртуальная реальность подразумевает любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический параноидальный бред, наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза.

И тогда на повестку дня в конце 80 — х годов был вынесен вопрос:«А что же такое реальность? Что моделирует для нас реальность?» Как выяснилось в ходе множества дискуссий и исследований, наш язык, на котором мы мыслим и говорим, создаёт тот вещественный мир, который мы ощущаем, мир, в котором мы живём. И да, отсюда следует вывод, что любая реальность является виртуальной, в широком смысле этого слова.

Такая философская концепция мира, к которой вновь стали обращаться в конце 20 — го века, называется Абсолютный Идеализм. Основной её смысл заключается в следующем: «Материальное лишь кажется реальностью, на самом же деле подлинной реальностью является реальность Абсолюта». Абсолюта, т. е. чего — то недостижимого, находящегося за гранью нашего понимания.

И «Акира» именно об этом. Автор манги — первоисточника, которая на момент выхода фильма в прокат ещё не была закончена, сам сел в режиссёрское кресло (что случается достаточно редко). Сделано это было специально, т. к. у кино-адаптации и оригинала совершенно разные концовки, ведь и задачи у них изначально были разные. Целью ленты 1988 года было показать западному зрителю, что японская анимация — это не «Астробой», «Капитан Харлок» или «Dragon Ball»; что японская анимация способна говорить со взрослыми людьми на равных, способна говорить о проблемах наших дней на современном языке.

«Акира» — это, безусловно, постмодернистское произведение, выполненное в духе своего времени. И мы понимаем это только в самом конце, когда автор представляет своё, типично постмодернистское, видение выхода из кризисной, чрезвычайной ситуации — Его не существует в нашей реальности, почему мы и говорили об этом ранее. Для нас этот исход — не более чем галлюцинация, иллюзия настоящего исхода. Исхода, существующего только в реальности Абсолюта, недостижимой ни для зрителя, ни для персонажей.

Во вселенной этого фильма таким Абсолютом является сам Акира, приход которого даже изображается не как нечто из нашего мира, а скорее как сон, видение. Видение, которое абсолютно точно решило проблему, но оставило героев одних посреди ничего, адресовав безымянный вопрос зрителю.

«Акира» — это прекрасный пример аниме, которое абсолютно точно знает, что от него требуется и использует только те приёмы выразительности, необходимые для достижения цели, описанной ранее. И сейчас, по прошествии более, чем четверти века, мы можем с уверенностью сказать: все мы здесь сегодня собрались только благодаря этому фильму, ведь в 88 году именно он начал вести диалог с Западом на равных, именно он показал ту японскую анимацию, которая в художественном плане на голову превосходила всех остальных, и именно он распахнул для всего остального аниме золотые врата в будущее.

В. П. Руднев «Словарь Культуры XX века»
В. П. Руднев «Морфология реальности: Исследования по „философии текста"»
Славой Жижек «Существование с негативом»


Комментарии
0
Зарегистрируйся или войди и тогда вы сможете оставлять комментарии.